✔ рассмотрим возможные варианты и поговорим о том, что делать нельзя и почему;
✔ затронем тему принципа работы кондиционера инверторного и неинверторного типа;
✔ расскажем о "зимнем комплекте";
✔ дадим совет автомобилистам.
Если у вас обычная сплит-система с функцией обогрева, то согреться получится скорее в межсезонье. Причина в существенном температурном ограничении использования кондиционера: не ниже -5°C. Кондиционер инверторного типа может работать при -15°C. Будьте внимательны есть модели и до -10°C, и до -40°C. Это зависит от производителя. Так что будет не лишним для уточнения заглянуть в руководство по эксплуатации кондиционера, во избежание поломок.
Забегая вперёд, отметим, что при температуре ниже -10°C градусов на улице потребление электроэнергии у кондиционера будет выше, чем, например, у современных обогревателей аналогичной мощности.
Немного о том, как происходит включение кондиционера на обогрев
После нажатия на кнопку on/off, выбора режима (mode heat или символ "солнышко") с указанием предпочтений, на какое-то время внутренний блок затихает — жалюзи кондиционера опускаются вниз, но вентилятор не крутится. Менять их направление не нужно, ведь именно так тёплый воздух в комнате быстрее смешается с холодным за счёт конвекции. Не торопитесь и спокойно подождите когда заработает вентилятор и пойдет теплый воздух. От начала включения до момента подачи теплого воздуха может пройти несколько минут, будет зависеть от температуры на улице. Устанавливается необходимое давление фреона, переключается клапан и горячий фреон поступает во внутренний блок сплит-системы, включается вентилятор, чтобы в квартиру пошёл уже нагретый воздух.
Что будет, если включить кондиционер при сильном морозе?
При работе на обогрев сначала кондиционер изменяет температуру хладагента до температуры ниже, чем на улице. Этой разницы ему достаточно, чтобы перенести тепло в дом. Но чем холоднее снаружи, тем меньше тепла может отобрать фреон. А это говорит о снижении энергоэффективности кондиционера при низких температурах.
Не будем смущать вас различными непонятными схемами, графиками, повторением уроков физики из раздела теплообмена. Скажем только, что кондиционер не нагревает воздух с помощью тенов и не переносит воздух с улицы и обратно, как некоторые думают. И его действительно можно сломать, если включить при низкой температуре. Почему?
Причина 1. Вязкость масла - масло в картере компрессора загустевает и работа без масла приведет либо к смерти компрессора, либо к его сильному износу. В лучшем случае при противопоказанных условиях система не даст запустить программу, которая приведёт к поломке. Чтобы этого не произошло, на компрессор надевается нагревательный кабель который подогревает масло и значительно облегчает пуск. Инверторы в этом плане являются более защищенными, в сравнении с кондиционерами без нагревателя. Благодаря регулировке вращений двигателя масло постоянно циркулирует в системе.
Причина 2. На внешнем блоке образуется лёд - нарушается теплообмен и повреждаются детали. Здесь чуть сложнее. Сначала на рёбрах теплообменника наружного блока начнёт намораживаться слой инея. Но благодаря инженерам и не самым жадным производителям умный контроллер управления кондиционером даст команду к разморозке конденсатора. После оттайки кондиционер начнёт заново работать на тепло. Но конденсат же, стекая вниз, будет превращаться в лёд от уличного холода и постепенно подниматься вверх по рёбрам теплообменника, а там - как повезёт. Не успевая растаять, он деформирует трубки теплообменника. Иногда страдает и вентилятор. Получившаяся картина будет похожа на случай с морозильной камерой, которую очень давно не размораживали. Но и тут замечательные инженера (но уже только совсем некоторые производители) предусмотрели установку обогревающего кабеля в месте поддона для конденсата наружного блока. Всё это повлияло и на стоимость кондиционера, а она, как правило, является главным критерием при выборе покупателя. Только не пытайтесь сбить лёд самостоятельно, это небезопасно для вас и вашего кондиционера! Подождите, дайте ему оттаять.
А как же зимний комплект?
В него входит:
1 – обогреватель дренажного шланга на улице (для работы кондиционер на охлаждение)
2 – обогреватель поддона наружного блока (для работы кондиционера на обогрев)
3 – обогреватель картера компрессора
4 – регулятор давления конденсации наружного блока (для работы на охлаждение)
Зимний комплект позволит системе работать при низких температурах.
Один важный нюанс – только на холод для обычных кондиционеров, и на тепло для инверторных моделей.
Обычно такие комплекты устанавливают на производствах и для серверных комнат в небольших офисах, в качестве обогрева помещений при недостаточной электрической мощности или другим причинам.
Кондиционер в машине: можно ли включать зимой?
Так же, как и любой другой кондиционер - можно, но с температурными ограничениями. А для чего вообще его включать зимой? Не для охлаждения же!
Кондиционер в машине используется для осушения воздуха в салоне; борьбы с запотеванием стёкол; разработки прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.
А для обогрева салона, конечно же, включается штатная печка.
На одних автомобилях компрессор спокойно включится при отрицательной температуре за бортом. А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Следите за исправностью датчика наружного воздуха.
Так что всё зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть её рабочих характеристик. Поэтому, как и всегда, руководство пользователя вам в помощь.
Вывод: Исправная система климата не даст запустить компрессор при сильном морозе. Поэтому в автомобилях с автоматическим климатом можно смело включать его в авторежиме.
Будьте внимательны! Замена компрессора требует больших материальных вложений, но и может не гарантировать его исправную работу в дальнейшем, образовавшиеся при трении мелкие частички металла могут попасть после замены и в новый компрессор через фреоновые трубки. А это уже беда в квадрате.